Конец монополии VR Group

В начале сентября 2015 года Финляндия заявила о возможной приостановке  монополистского сотрудничества с финской государственной железнодорожной компанией  VR Group, занимающейся как пассажирскими, так и грузовыми железнодорожными перевозками.

VR GroupНесмотря на то, что текущие условия у властей Финляндии и VR Group согласованы до 2024 года, новые поправки уже получили одобрение Еврокомиссии и будут приняты в течение осени 2015. Предыдущее соглашение давало право только VR Group заниматься перевозкой грузов по всей Финляндии от самых границ с РФ. Новые поправки должны предоставить такое право всем операторам получившим лицензию. Данное соглашение касается перевозок только внутри Финляндии, со стороны Российской Федерации перевозки грузов из Финляндии финскими операторами будут осуществляться только при непосредственном участии РЖД. Однако попытки «впустить» финских оператор на российский рынок предприняты были, но не получили одобрения со стороны Европейской комиссии из-за обострившихся политических отношений Евросоюза и России.

VR Group

Решение о демополизации не получило положительных отзывов у VR Group, так как на долю перевозок между Россией и Финляндией у данной компании приходится треть всех доходов. Одним из конкурентов VR Group может стать финская компания Fennia Rail, которая планирует получить не менее 10% рынка перевозок.

Первые слова о демонополизации железнодорожных перевозок в Финляндии стали появляться еще в 2007 году. Однако и тогда министр транспорта Финляндии заявлял, что ближайшим временем реализации данной программы станет весна 2016 года.

В свою очередь 13 октября 2015 года Владимир Путин заявил о том, что Россия будет двигаться в сторону демонополизации в сфере железнодорожного транспорта. Немногим ранее директор департамента госрегулирования тарифов, инфраструктурных реформ и энергоэффективности МЭР Ярослав Мандрон  заявил о необходимости разделения сфер влияния РЖД на инфраструктурную и локомотивную компании с функцией диспетчеризацией  РЖД.