Груз уходит из порта

Тенденция сокращения объемов грузов РФ через порты Балтии продолжает сохраняться. Начавшаяся в 2014 году тенденция спада перевалки грузов в портах СПб сохраняется и в этом году. За январь-март 2015 г. объем таких грузов сократился минимум на 15%. Экономия российской стороны на «балтийском» транзите только за ноябрь 2014 г. — март 2015 г. превысила 80 млн. долл.

Наиболее значительный рост грузооборота — у порта Усть-Луга. В сравнении с январем-февралем 2014 года рост здесь составил 24%. За ним следуют Приморск (7,6%) и Калининград (4,4%). Динамика роста по этим портам обусловлена резким оттоком российских грузов, особенно наливных, с портов Латвии и Эстонии.

Падают также перевозки российских угля, нефтепродуктов и железной руды, поставляемых на экспорт, через латвийские порты. Так, объем перевалки российского угля через Вентспилс — крупнейший транзитный порт стран Балтии — только за январь-февраль 2015 г. сократился почти на треть по сравнению с тем же периодом-2014. «Риски для Вентспилса из-за санкций больше, чем для соседних портов. Удельный вес транзитных грузов у нас — максимальный в портах Балтийского моря и составляет 90%. Нечем заменить десятки миллионов тонн российских грузов», — заявил управляющий портом Имант Сармулис.

Российская экономия на транзите через страны Балтии за 2015-2016 гг. может превысить 120 млн долл. — прежде всего в связи с заявлением «Транснефти» в середине декабря 2014 г. О переводе экспортной перекачки российских нефти и нефтепродуктов на порты Северо-Запада РФ. И это уже происходит. Напомним, что в 1990-х — начале 2000-х гг. доля зарубежной Балтии в этой перекачке превышала 60%.

Транзитный «секвестр» охватывает и другие виды перевозок в странах Балтии. Правление Eesti Raudtee (ЭЖД) недавно заявило, что эстонские стальные магистрали планируют в ближайшие годы «рекордные» убытки — в 9 млн евро в год. Глава ЭЖД Ахти Асманн назвал в качестве основной причины этой тенденции «резкое сокращение транзитных перевозок». А, по оценке министра сообщения Латвии Анрийса Матисса, «падение объема перевозок Латвийской железной дороги в 2015 году может достичь 20%. Что обусловлено геополитическими условиями в регионе, а также тем, что Россия все больший объем своих грузов направляет в свои порты».

Транзит через страны Балтии переходит в основном на порт Усть-Луга. «Это растущий транспортно-логистический узел, составляющий серьезную конкуренцию таким портам, как латвийские Вентспилс или Рига, — пояснил «РГБ» вице-президент ТПП РФ Георгий Петров. — Планируется, что к 2020 году его мощности позволят обрабатывать в год до 180 млн тонн грузов».