Морские грузоперевозки - тайм-чартер

Тайм-чартер в морских грузоперевозках – это договор, согласно которому владельцем судна предоставляется фрахтователю судно вместе с услугами экипажа на установленный срок. По договору тайм-чартера судовладелец отвечает за все расходы по содержанию экипажа, страхованию каско, амортизации судна, процентам по закладной и т.п.

При выполнении тайм-чартерных рейсов в морских грузоперевозках переменные издержки, включая расходы на смазку, топливо, воду, навигационные расходы и т.п., оплачивает фрахтователь. Фрахтователь также может распоряжаться морским судном на свое усмотрение в рамках договора тайм-чартера.

Морские грузоперевозки по тайм-чартерному договору сопровождаются большей ответственностью фрахтователя судна, и стоят ему больших издержек по сравнению с перевозками обычных чартерных рейсов. Но по договору тайм-чартера фрахтователь получает большие права. Согласно тайм-чартеру фрахтователь может распоряжаться судном самостоятельно, сдать такое судно в субаренду, заключать договоры на рейсовый чартер и т.д.

Договор тайм-чартера предусматривает решение самых сложных правовых моментов, связанных с ответственностью фрахтователя и судовладельца в случае повреждения или потери груза. Договор тайм-чартер не является договором морских грузоперевозок, а служит для определения условий аренды судна. Согласно такому договору разделяются обязательства судовладельца и грузоперевозчика.

В обязанности владельца судна входит приведение судна в должное состояние и подготовка его к чартерным рейсам. Фрахтователь судна отвечает за грузы на всех стадиях грузоперевозок по договору тайм-чартер. Фрахтователь может выдавать коносамент, при этом, не ставя в известность грузоперевозчика о тайм-чартерном договоре с судовладельцем.

Капитан судна от имени фрахтователя подписывает коносамент без оговорок, но такое подписание должно быть выполнено в полном соответствии со штурманскими расписками. Держатель коносамента имеет право на предъявление иска фрахтователю судна. При затруднительной идентификации фрахтователя такой иск предъявляется владельцу судна.

При заключении договора на морские грузоперевозки от своего имени фрахтователь возлагает на себя всю ответственность за грузы. В случае повреждения или потери груза по вине владельца судна, не выполнившего необходимые условия договора тайм-чартер, за нанесенный ущерб владельцу груза все равно отвечает фрахтователь судна. После выполнения всех претензий грузовладельца фрахтователь имеет право на предъявление иска судовладельцу.

В соответствии с законодательством, владелец судна не всегда бывает освобожден от ответственности за нанесенный ущерб. Иногда судовладелец подвергается наказанию совместно с фрахтователем. Исковое заявление о потере или порче грузов во время перевозки можно подавать на протяжении года после возникновения факта ущерба. Отказ в иске по несохранным морским грузоперевозкам не может происходить по причине потери контактов с фрахтователем судна и окончания финансовых расчетов.

Владелец судна может избавить себя от судебного разбирательства при существующей в коносаменте оговорке «без ущерба для предоставленного тайм-чартера» и указания фрахтователя судна в реквизитах коносамента как грузоперевозчика.

Группа Компаний «Аргус»
Санкт-Петербург, площадь Морской славы, д.1
Заезжайте в гости!